Не успела закончиться вторая мировая война, как было утверждено решение начать производство отечественной машины для частных лиц, коих в Советском Союзе в то время было очень мало. Решение подтвердили на самом высоком правительственном уровне.
Где налаживать производство? Ответ однозначный — только в столице, там уже работали над похожим образцом марки КИМ. А какой именно автомобиль выпускать? Логично предположить, что немецкий — на его разработку не придется тратить время, всю техническую информацию и станки стали доступны и так. Самые разные авто были привезены на тестирование, в их числе были Hanomag и DKW. Последнее слово, однако, было не за конструкторами и испытателями. Официально резолюция была принята 16 июня 1945, а в реальности она была готова раньше.
Внешне похожий на Опель Kadett, хоть и имевший существенные отличия КИМ-10-52 1941 выпуска.
Отмотаем кинопленку истории в прошлое, на момент выпуска резолюции, что КИМ-10 не устраивает руководство. У этой машины, скопированной кстати с английского Форд Perfect, обнаружилась масса недочетов. В документе прямым текстом обозначили автомобиль, предложенный к копированию — Opel Kadett. На заводе ГАЗ в срочном порядке собрали модель четырехдверного автомобиля.
Мастер-модель машины «Москвич», выпущенная в Германии
Горьковчане слукавили. Машина КИМ-10-52 крайне напоминает Kadett K38, но есть существенная разница. Автобагажник открывается с улицы, а не изнутри по примеру Opel, аллигаторный вид капота, раскрывающийся назад. Установлены полурамы, подвески на поперечной рессоре, двигатель 1,15 литра. Но не судьба было КИМу стать серийником. После войны стала реальной возможность производства Opel, пусть не такого мощного, но с гидравлическим тормозом и независимой передней подвеской.
Само головное производство подверглось мощной бомбежке и располагалось в зоне оккупации американцами. СССР вправе был осуществлять репарации из контролируемых союзниками зон. Американцы дали допуск отечественных специалистов на предприятие и дали им кое-какие установки. Перевезли станки в Днепропетровск, там планировали производить грузовые машины. В столице Союза уже было установлено похожее оборудование: советы получили его по ленд-лизу, оно позволяло ремонтировать также и американские машины. Но ни пресс-форм, ни чертежных схем для выпуска Opel в Рюссельхайме не было.
Скорее всего, основная массы была утрачена заводом под бомбами союзников. Хотя, кто знает — может сами немцы уходя уничтожили ценности. Потом в Германии выпускали Kapitan и Olympia. Олимпия походила на Кадет с той лишь разницей, что была двухдверной. Иосиф Виссарионович, похоже, терпеть не мог такие авто. Наш «Москвич» обязан быть произведен на базе Opel Kadett версии К38. Ну кто бы посмел возразить...
Сразу после окончания боев в побежденное государство приехали делегаты многих заводов и прочие заинтересованные лица. Они должны были оценить и доставить на Родину оборудование и направить работу германских конструкторских бюро на пользу отечества. Под знаменем СВАГ (советской военной администрации в Германии) объединили усилия специалисты нескольких профилей. Работа шла над разной техникой и машинами. Из столицы Германии автопром курировал полковник Гончаров.В его подчинении были бюро во многих городах.
Улучшенный пример машины «Москвич», сработанной в Германии в 1946
Разработка «Москвича» происходила под началом полковника Светлова, замом которого стал Сороко-Новицкий. Согласно документам процесс создания мастер-модели был запущен 10 октября 1945 в немецком Шварценберге (земля Саксония). Было куплено несколько Опелей Kadett, стоимость варьировалась в границах 2500 - 7000 немецких марок. В довоенных ценах подобный новый автомобиль был равен 2350 марок, послевоенные же цены конечно изменились.
Модель в шутку названная «зубами Мастбаума» (по дизайну художника Е.И. Мастбаума)
Несмотря на внешние обстоятельства персонал завода работал заинтересованно и добросовестно. Помимо обычной ежедневной работы постоянно появлялись рацпредложения тут же передававшиеся нашему руководству.
Формально образец для «Москвича» был готов 1 августа 1946. В начале зимы — декабре в Москве была изготовлена пробная партия машин. Помимо стандартной модели разработали несколько модификаций, отсутствовавших у оригинала.
Автомобиль «деливери», сделанный на базе «Москвич-400» с цельнометаллическим фургоном
В довоенные годы образец делался только четырех- и двух-дверным с различными возможностями кузова. Позже создали улучшенные варианты с использование популярного направления дизайна Woodie. В целях применения в качестве средства извоза изготовили «Москвич» вместительностью шесть человек, наращенный на 50 сантиметров, с новой коробкой передач.
Машина «Москвич» для извоза.
Задумка о создании обновленного автомобиля как ни странно принадлежит немецким специалистам. Думается, что у них было желание выдать что-то поинтереснее Опеля 1938 года. Вот и получилась машина тех же габаритов, но с измененным передом и решеткой, плюс другой бампер и крылья и удлиненный багажник. Внешний дизайн был вполне из того времени и не уступал Форд Taunus или Шкода 1101. Модернизированное авто также передали в столицу.
Смотрелись «Москвичи» при этом слегка несуразно, чему немало поспособствовал выросший багажник
Единственный сохранившийся до наших дней модернизированный «Москвич» припаркован в рижском музее
В массовом порядке изготавливать «Москвич-400» начали в 1947. Приобрести авто мог любой, естественно при условии наличия денег. Первыми водителями стали актеры, ученые и писатели.
В прилагаемых бумагах универсал назван «стейшен-ваген»
Следующий образец цельнометаллического универсала
Потихоньку, наращивая темпы, на автозаводе имени Хруничева подошли и к изготовлению машины 400-420А с пластичной крышей, и 400-422 — фургона с панелью из дерева. Скрытого за цифрами 400-421 железного коня не пустили в серийное производство, впрочем и пикап тоже. Но коммерческие шасси все же делали для фургонов, изготовленных другими предприятиями.
Так и не пошедший серийником пикап
Понятное дело, что разгуляться в рамках серийника инженерам было негде. Десяток лет, прошедших с момента появления прототипа на свет, просто «кричали» о том, что нужно что-то другое. Витавшую в воздухе просьбу услышали — первые шаги по усовершенствованию сделаны уже в 1947. В не увидевших свет мемуарах главконструктора ЗМА Андронова упоминалось о машине прозванной «Сержант»ом, возможно по созвучию с «Кадетом», из немца ставшего русским. В качестве германского наследства в столице увидел свет образец с гидромуфтой в трансмиссии.
Серийные «Москвичи», разработанные уже в столице СССР.
Естественно, была не одна вариация универсалов, но это преобразование до реального производства не дошло.
За осовременивание «Москвича» принялись серъезно. В течении 1948-1949 создали аж пяток вариантов, отличавшихся отделыванием кузова. На прототип «Москвич-403Э-424Э» установили двигатель, который впоследствии стал на «Москвиче-401» поточным. Изготовили в 1951 и пару купе. Стилистически они были близки нам, но по идеологии 37-сильные, созданные для гонок — все-таки другие.
Образец 403Э-424Э разнились отедлкой и установленными на них разными двигателями
Спортивное купе 403Э-424Э
Осовремененному и усовершенствованному автомобилю не судьба была перейти в серийное производство. Повезло «Москвичу-401», оснащенному двигателем в 26 л.с. И в процессе доведения до ума прототипов поняли, что рестайлинг не выход из положения. Появился на свет абсолютно новый автомобиль 402-425 с прозвищем «Советский Союз», так гласила надпись на макете. Это и было авто позже, в 1956, ставшее поточным. Проводя параллели с кадетом и сержантом оно получило звание лейтенанта.
Опытная модель 1948
Образец осовремененного «Москвича»
Нам, сегодняшним, сложно понять людей, засекретивших появление на свет «Москвича». Страна-победитель имела право компенсировать полученный в разрушительной войне ущерб. Именно тот автомобиль стал гражданином Советского Союза и для большинства — родным и близким.
Статья подготовлена редактором компании АВТОДАР в Краснодаре.
Где налаживать производство? Ответ однозначный — только в столице, там уже работали над похожим образцом марки КИМ. А какой именно автомобиль выпускать? Логично предположить, что немецкий — на его разработку не придется тратить время, всю техническую информацию и станки стали доступны и так. Самые разные авто были привезены на тестирование, в их числе были Hanomag и DKW. Последнее слово, однако, было не за конструкторами и испытателями. Официально резолюция была принята 16 июня 1945, а в реальности она была готова раньше.
Внешне похожий на Опель Kadett, хоть и имевший существенные отличия КИМ-10-52 1941 выпуска.
Отмотаем кинопленку истории в прошлое, на момент выпуска резолюции, что КИМ-10 не устраивает руководство. У этой машины, скопированной кстати с английского Форд Perfect, обнаружилась масса недочетов. В документе прямым текстом обозначили автомобиль, предложенный к копированию — Opel Kadett. На заводе ГАЗ в срочном порядке собрали модель четырехдверного автомобиля.
Мастер-модель машины «Москвич», выпущенная в Германии
Горьковчане слукавили. Машина КИМ-10-52 крайне напоминает Kadett K38, но есть существенная разница. Автобагажник открывается с улицы, а не изнутри по примеру Opel, аллигаторный вид капота, раскрывающийся назад. Установлены полурамы, подвески на поперечной рессоре, двигатель 1,15 литра. Но не судьба было КИМу стать серийником. После войны стала реальной возможность производства Opel, пусть не такого мощного, но с гидравлическим тормозом и независимой передней подвеской.
Само головное производство подверглось мощной бомбежке и располагалось в зоне оккупации американцами. СССР вправе был осуществлять репарации из контролируемых союзниками зон. Американцы дали допуск отечественных специалистов на предприятие и дали им кое-какие установки. Перевезли станки в Днепропетровск, там планировали производить грузовые машины. В столице Союза уже было установлено похожее оборудование: советы получили его по ленд-лизу, оно позволяло ремонтировать также и американские машины. Но ни пресс-форм, ни чертежных схем для выпуска Opel в Рюссельхайме не было.
Скорее всего, основная массы была утрачена заводом под бомбами союзников. Хотя, кто знает — может сами немцы уходя уничтожили ценности. Потом в Германии выпускали Kapitan и Olympia. Олимпия походила на Кадет с той лишь разницей, что была двухдверной. Иосиф Виссарионович, похоже, терпеть не мог такие авто. Наш «Москвич» обязан быть произведен на базе Opel Kadett версии К38. Ну кто бы посмел возразить...
Сразу после окончания боев в побежденное государство приехали делегаты многих заводов и прочие заинтересованные лица. Они должны были оценить и доставить на Родину оборудование и направить работу германских конструкторских бюро на пользу отечества. Под знаменем СВАГ (советской военной администрации в Германии) объединили усилия специалисты нескольких профилей. Работа шла над разной техникой и машинами. Из столицы Германии автопром курировал полковник Гончаров.В его подчинении были бюро во многих городах.
Улучшенный пример машины «Москвич», сработанной в Германии в 1946
Разработка «Москвича» происходила под началом полковника Светлова, замом которого стал Сороко-Новицкий. Согласно документам процесс создания мастер-модели был запущен 10 октября 1945 в немецком Шварценберге (земля Саксония). Было куплено несколько Опелей Kadett, стоимость варьировалась в границах 2500 - 7000 немецких марок. В довоенных ценах подобный новый автомобиль был равен 2350 марок, послевоенные же цены конечно изменились.
Модель в шутку названная «зубами Мастбаума» (по дизайну художника Е.И. Мастбаума)
Несмотря на внешние обстоятельства персонал завода работал заинтересованно и добросовестно. Помимо обычной ежедневной работы постоянно появлялись рацпредложения тут же передававшиеся нашему руководству.
Формально образец для «Москвича» был готов 1 августа 1946. В начале зимы — декабре в Москве была изготовлена пробная партия машин. Помимо стандартной модели разработали несколько модификаций, отсутствовавших у оригинала.
Автомобиль «деливери», сделанный на базе «Москвич-400» с цельнометаллическим фургоном
В довоенные годы образец делался только четырех- и двух-дверным с различными возможностями кузова. Позже создали улучшенные варианты с использование популярного направления дизайна Woodie. В целях применения в качестве средства извоза изготовили «Москвич» вместительностью шесть человек, наращенный на 50 сантиметров, с новой коробкой передач.
Машина «Москвич» для извоза.
Задумка о создании обновленного автомобиля как ни странно принадлежит немецким специалистам. Думается, что у них было желание выдать что-то поинтереснее Опеля 1938 года. Вот и получилась машина тех же габаритов, но с измененным передом и решеткой, плюс другой бампер и крылья и удлиненный багажник. Внешний дизайн был вполне из того времени и не уступал Форд Taunus или Шкода 1101. Модернизированное авто также передали в столицу.
Смотрелись «Москвичи» при этом слегка несуразно, чему немало поспособствовал выросший багажник
Единственный сохранившийся до наших дней модернизированный «Москвич» припаркован в рижском музее
В массовом порядке изготавливать «Москвич-400» начали в 1947. Приобрести авто мог любой, естественно при условии наличия денег. Первыми водителями стали актеры, ученые и писатели.
В прилагаемых бумагах универсал назван «стейшен-ваген»
Следующий образец цельнометаллического универсала
Потихоньку, наращивая темпы, на автозаводе имени Хруничева подошли и к изготовлению машины 400-420А с пластичной крышей, и 400-422 — фургона с панелью из дерева. Скрытого за цифрами 400-421 железного коня не пустили в серийное производство, впрочем и пикап тоже. Но коммерческие шасси все же делали для фургонов, изготовленных другими предприятиями.
Так и не пошедший серийником пикап
Понятное дело, что разгуляться в рамках серийника инженерам было негде. Десяток лет, прошедших с момента появления прототипа на свет, просто «кричали» о том, что нужно что-то другое. Витавшую в воздухе просьбу услышали — первые шаги по усовершенствованию сделаны уже в 1947. В не увидевших свет мемуарах главконструктора ЗМА Андронова упоминалось о машине прозванной «Сержант»ом, возможно по созвучию с «Кадетом», из немца ставшего русским. В качестве германского наследства в столице увидел свет образец с гидромуфтой в трансмиссии.
Серийные «Москвичи», разработанные уже в столице СССР.
Естественно, была не одна вариация универсалов, но это преобразование до реального производства не дошло.
За осовременивание «Москвича» принялись серъезно. В течении 1948-1949 создали аж пяток вариантов, отличавшихся отделыванием кузова. На прототип «Москвич-403Э-424Э» установили двигатель, который впоследствии стал на «Москвиче-401» поточным. Изготовили в 1951 и пару купе. Стилистически они были близки нам, но по идеологии 37-сильные, созданные для гонок — все-таки другие.
Образец 403Э-424Э разнились отедлкой и установленными на них разными двигателями
Спортивное купе 403Э-424Э
Осовремененному и усовершенствованному автомобилю не судьба была перейти в серийное производство. Повезло «Москвичу-401», оснащенному двигателем в 26 л.с. И в процессе доведения до ума прототипов поняли, что рестайлинг не выход из положения. Появился на свет абсолютно новый автомобиль 402-425 с прозвищем «Советский Союз», так гласила надпись на макете. Это и было авто позже, в 1956, ставшее поточным. Проводя параллели с кадетом и сержантом оно получило звание лейтенанта.
Опытная модель 1948
Образец осовремененного «Москвича»
Нам, сегодняшним, сложно понять людей, засекретивших появление на свет «Москвича». Страна-победитель имела право компенсировать полученный в разрушительной войне ущерб. Именно тот автомобиль стал гражданином Советского Союза и для большинства — родным и близким.
Статья подготовлена редактором компании АВТОДАР в Краснодаре.