Опасность выбора аренды автомобиля от частных лиц
Сегодня очень многие путешественники, привыкшие ко временам газет "Из рук в руки" и "Все для вас" и размещенным в них частным объявлениям, продолжают искать различные услуги путем поиска информации в печатных изданиях и их аналогах в сети Интернет. Речь идет об объявлениях от "частников", то есть предлагающих свои услуги или товары физических лиц, воспользоваться предложениями которых, по мнению многих российских потребителей, намного дешевле обращения к работающим в соответствующем рыночном сегменте предпринимателям. Это затрагивает и сегмент автопроката, где частные предложения продолжают оставаться крайне востребованными и популярными среди предпочитающих недорогой отдых туристов из РФ и ближнего зарубежья. Рассмотрим наиболее типичные объявления с предложениями об аренде автомобилей на юге России, а также вероятные проблемы, с которым могут столкнуться слабо разбирающиеся в потребительских вопросах путешественники, приехавшие отдохнуть в гостеприимный и отличающийся развитой туристической инфраструктурой Краснодарский край.
Цена вопроса
Ключевой критерий, на который делается упор так называемыми "частниками", предлагающими недорого арендовать автомобиль - цена проката транспортного средства в сравнении с аналогичными предложениями со стороны компаний-прокатчиков. Как минимум, так было всего несколько лет назад, когда планирующие провести семейный отдых "на колесах" россияне могли воспользоваться объявлениями в газетах и на всевозможных интернет-сайтах, чтобы оформить в аренду автомобиль дешевле на треть, чем сделать это у представителей бизнеса.
Такая разница в стоимости объяснялась достаточно просто - если бизнесмену требуется нанимать сотрудников, оплачивать их услуги и платить за аренду помещения для офиса, то частному автовладельцу достаточно разметить информацию о своей автомашине и впоследствии ответить на входящий звонок. Вопрос об уплате физическим лицом налогов, бремя которых всегда лежит на плечах современного предпринимателя, никогда не стоял, что делало частный автопрокат дешевой альтернативой "коммерческому". Однако с тех пор очень многое поменялось, в том числе, в вопросе цены прокатных услуг.
За последние годы число предлагающих автомобили в прокат прокатных компаний резко возросло, при этом многие фирмы частично укрупнились, "поглотив" маленьких конкурентов, и значительно расширили собственный автопарк. За счет этого, а также стремительно ужесточившейся конкурентной борьбы в рыночной нише, цены на прокат автомобилей для нуждающихся в комфортабельном транспорте во время отпуска туристов сильно снизились. Убедиться в этом очень легко - сегодня арендовать машину Эконом-класса удастся всего за 800-1000 рублей за каждые сутки эксплуатации, что приблизительно соответствует предложениям "частников".
Взять в аренду авто Среднего класса выйдет немного дороже, а именно от 1100 до 1800 рублей в сутки, при этом владельцы моделей этой ценовой категории из "частного сектора" предпочитают заключать договора аренды напрямую с предлагающими такие услуги населению предпринимателями, а не обратившимися к ним напрямую отдыхающими. Таким образом, по критерию цены за услугу автопроката "частники" и действующие официально бизнесмены, можно сказать, полностью сравнялись.
Договор
Основная опасность, которую таят в себе взаимоотношения с физлицами при оформлении напрокат машины - отсутствие описывающего условия сделки и обязанности сторон письменного Соглашения, являющегося неотъемлемой частью официальных договоренностей в потребительской сфере. В редких случаях авторы частного объявления об аренде авто по цене ниже рыночной составляют расписку в получении денежных средств от так называемого "Арендатора", который таковым в "бездоговорных" отношениях юридически не является.
Отсутствие прокатного договора в частном автопрокате грозит:
- лишением а/м и уголовным преследованием (если автовладелец заявляет об угоне ТС после получения денег от "клиента");
- потерей денег (искусственно уменьшается срок аренды или вымогаются дополнительные средства за якобы нарушение устных договоренностей между сторонами);
- шантажом (по различным основаниям);
- поломкой автомашины без возможности вернуть выплаченные деньги.
Так как права "Арендатора" при сделке с "частником" фактически никак не защищены, при любых проблемах с машиной путешественник обычно полностью лишается всего - и взятого напрокат автомобиля, и отданных его владельцу финансов.
Платежные документы
Вытекающим из предыдущего пункта становится вопрос получения подтверждающих факт оплаты документов - товарного или кассового чека, Акта выполненных работ и т.д. Единственным подтверждением совершения оплаты за прокат авто в этой ситуации становится написанная от руки расписка, далеко не всегда помогающая впоследствии наказать мошенника и вернуть потерянные после общения с ним деньги. В таких случаях юристы рекомендуют обязательно требовать предоставить копию паспорта, и указать в полученной от “частника” расписке условия передачи денежной суммы, то есть факт предоставления автомобиля в аренду на определенный срок.